История корпорации
В состав комплекса входили ракета-носитель тяжелого класса Н-1 (изготовитель - завод «Прогресс») и лунная система ЛЗ (изготовитель - ЗЭМ) для полета двух космонавтов к Луне, высадки на ее поверхность одного человека и возвращения экипажа на Землю. Основным элементом лунной программы являлась тяжелая ракета-носитель Н-1. К изготовлению трехступенчатой ракеты завод приступил в конце 1960 года. Новое изделие потребовало новых площадей, подготовки производства, создания уникального оборудования и оснащения, а также решения сложных технологических проблем. Но после трех неудачных пусков из-за аварий на первой ступени дальнейшие испытания и изготовление РН были прекращены. Большое значение для развития космонавтики имело решение о создании долговременных орбитальных станций серии «Салют». Первая орбитальная станция имела внушительные размеры: диаметр - свыше 4 м, длину - 15 м и массу - около 20 т. Ее создавали в кооперации с заводом им. М.В. Хруничева. ЗИХ изготавливал корпус и выполнял сборку станции, а ЗЭМ - поставлял необходимые комплектующие, элементы системы жизнеобеспечения, управления, арматуру, приборы и кабели, проводил электрические испытания станции в КИС. Станция и корабль «Союз» оснащались стыковочными агрегатами, обеспечивающими внутренний переход из корабля на станцию. В апреле 1971 года первая долговременная станция «Салют» вышла на орбиту. Специально разработанные сильфонные баки обеспечили автоматическую дозаправку станции в космосе топливом и водой с помощью грузового корабля «Прогресс», изготовленного в 1975 году. В январе 1978 года первый корабль 7К-ТГ состыковался со станцией «Салют-6». В рамках международной программы «Союз-Аполлон» для корабля «Союз» был разработан андрогинный стыковочный узел. Успешная стыковка «Союза» с американским кораблем «Аполлон» произошла 17 июля 1975 года. Одновременно с производством кораблей «Союз» (11Ф615) создавалась новая модификация - корабль «Союз-Т» (11Ф732). В июне 1980 года первый корабль этой серии с космонавтами Ю.В. Малышевым и В.В. Аксеновым выполнил стыковку со станцией «Салют~6». Корабли «Союз» и «Прогресс» уже несколько десятилетий остаются основной продукцией Завода экспериментального машиностроения. В 1978 году директором ЗЭМ назначили А.А. Борисенко, главным инженером - И.Б. Хазанова, замдиректора по производству - А.П. Собко. На смену «Салютам» пришла постоянно действующая станция нового поколения - «Мир», а позже МКС. Эти станции делали в той же кооперации с ЗИХом и КБ «Салют». Базовый блок станции «Мир» вышел на околоземную орбиту в феврале 1986 года. Уникальный пилотируемый орбитальный комплекс проработал в космосе 15 лет, что стало одним из самых больших достижений космонавтики XX века. Строительство Международной космической станции началось в ноябре 1996 года с выведения энергетического модуля «Заря». Огромная заслуга в осуществлении пилотируемых программ в Советском Союзе принадлежит министру общего машиностроения С.А. Афанасьеву. В этой одной из самых сложных и масштабных программ принимали участие более 1200 предприятий СССР. Она потребовала серьезной реконструкции цехов и строительства новых объектов, подготовки производства, организации новых участков, приобретения и изготовления нового нестандартного оборудования, технологической оснастки и инструмента, как на самом ЗЭМе, так и на техническом комплексе космодрома. ЗЭМ изготавливал объединенную двигательную установку орбитального корабля, состоящую из 46 двигателей многократного запуска, систему электропитания, выполнял сборку и испытания «Бурана» (Рис. 1). Здесь также делали носовую часть РН «Энергия» с титановым конусом, хвостовой отсек и обтекатели блоков А, проводили окончательную сборку и испытания блоков на Байконуре. С развалом СССР и переходом на рыночные отношения для завода, так же как и для всех предприятий отрасли, наступили нелегкие времена. Пришлось искать потребителей высокотехнологичной продукции в других местах. Организовали сначала цех, а потом Центр по производству протезно-ортопедических изделий. Потом наладили выпуск товаров народного потребления. Закрытое прежде предприятие стало активно искать партнеров не только в стране, но и за рубежом. В начале 90-х началась разработка проекта по запуску космических аппаратов на орбиту ИСЗ с экватора. В мае 1995 года было подписано соглашение о создании совместного предприятия «Морской старт» («Си лонч»), в котором приняли участие Россия, США, Украина, Канада и Норвегия. В состав комплекса входят сборочно-испытательное судно, стартовая платформа «Одиссей» и ракета космического назначения (РН «Зенит», разгонный блок ДМ и спутники). Сборка ракеты и комплексные испытания ракеты, а также заправка разгонного блока производятся на сборочном судне. Самоходная платформа типа катамаран является плавучим стартовым комплексом. 28 марта 1999 года состоялся первый демонстрационный пуск ракеты. |